Нет точно установленного возраста, когда ребенок должен начать говорить. Все дети индивидуальны. Некоторые малыши еще до года произносят около 15 слов, а иногда и в 2,5 года молчат.
Не один раз психологи хотели точно определить, какое количество слов должны знать малыши определенного возраста. Однако их старания не дали результатов, потому что дети не похожи друг от друга. Детский психолог Шарлотта Бюллер произвела подсчеты для каждого возраста минимального и максимального словаря. Развитие речи ребенка после года очень колеблится. Так в год и три месяца ребенок может иметь словарный запас от 0 до 232 слов.
Речь развивается в двух направлениях. Пассивное и активное владение словом. Пассивная речь представляет собой понимание малышом смысла слов, но невозможность воспроизвести их самостоятельно. Она развивается раньше активной речи.
Речь детей формируется приблизительно в следующей последовательности.
Сперва, в 1-2 месяца малыш начинает гулить. Гуление представляет собой протяжные певучие звуки: «а-а-а-а». В 2-3 месяца ребенок продолжает гуление, а также создает некоторые слоги: гу, ши и прочие. Четвертый месяц жизни характеризируется появлением повизгивания, смеха и звуков, типа: аль-ли-е-лы-aгы. В 5 месяцев уже во всю малыш «поет», умеет изменять интонацию голоса. В полгода дети уже понимают речь взрослых, распознают голоса, интонацию. Они начинают лепетать, словно поют слогами: «та-та-та», «ба». Малыш своим лепетом пытается общаться с окружающим миром, выражает свои потребности. К 7–8-м месяц прослеживается понимание многие слова. Ребенок уверенно говорит слогами: «ба-ба», «да-да-да» и звуками: п, б и другие. Уже может узнавать названия предметов, о которых говорит взрослый, ищет их взглядом. Дети с 8 месяцев пытаются связывать слова с предметами и со своими движениями. Им под силу произнести слова, которые состоят из нескольких открытых слогов. Они подражают окружающим звукам, выполняют несложные просьбы. В данном возрасте у них больше пассивна речь. Случается, что этот период у малышей может затянуться.
До 2 лет ребенок может ничего не говорить или общается при помощи лепета, при этом понимая взрослых, исполняя их инструкции.Возможно, что такие дети уже в 3 года с легкость догонят и перегонят в развитии речи своих сверстников, заговоривших намного раньше. Поэтому не стоит бить тревогу, если активный словарь ребенка до 2 лет состоит всего из пары слов. Развитие его речи протекает в норме, если он понимает речь, обращенную к нему, если проявляет интерес при разговоре взрослых, если узнает названия вещей.
Слова малыша, произнесённые впервые, могут быть только немного похожи на обычные слова, например, «ав» вместо «собака» и прочее. Эти слова в логопедии считаются вполне полноценными.
Будьте первым, кто оставит комментарий